Законопроектная деятельность Губернатора и Правительства

Опубликовано в Правительство

93854824 large 3925073 openerПланирование законопроектной деятельности

74. Законопроектная деятельность Губернатора и Правительства осуществляется в соответствии с утверждаемыми Губернатором планами законопроектных работ, программами деятельности Правительства, иными актами Губернатора и Правительства, предусматривающими разработку законопроектов.
75. Планы законопроектной деятельности формируются Аппаратом на основе предложений исполнительных органов государственной власти автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных и иных организаций.
Губернатор и Правительство при подготовке таких планов и иных актов, предусматривающих разработку законопроектов, учитывают планы (проекты планов) законопроектных работ Думы.
76. Предложения по планам законопроектной деятельности, а также сопроводительные материалы к проектам иных актов, предусматривающих разработку законопроектов, должны содержать по каждому из них:
а) обоснование необходимости принятия закона;
б) концепцию законопроекта, включающую в себя его общую характеристику и основные положения;
в) этапы подготовки законопроекта и перечень соисполнителей разработчиков законопроекта;
г) срок представления законопроекта Губернатору (в Правительство);
д) ориентировочный срок внесения законопроекта в Думу.
77. Вносимые в установленном порядке Губернатору и в Правительство предложения предварительно проходят экспертную оценку, осуществляемую Главным государственно-правовым управлением Аппарата и с привлечением в случае необходимости иных организаций и специалистов, в том числе на договорной основе.
Рассмотрение внесенных Губернатору и в Правительство предложений исполнительных органов государственной власти автономного округа о разработке законопроектов организуется Аппаратом.
Прошедшие экспертизу в Главном государственно-правовом управлении Аппарата законопроекты до внесения Губернатору и в Правительство визируются (согласовываются) Помощниками по правовым и экономическим вопросам первого заместителя Губернатора (Председателя Правительства).
78. Планы законопроектной деятельности утверждаются распоряжением Губернатора.
79. Губернатор и Правительство рассматривают в установленном порядке предложения Думы по подготовке законопроектов и координируют с ними свою законопроектную деятельность.

Порядок организации законопроектной деятельности

80. Губернатор и Правительство, реализуя право законодательной инициативы, рассматривает и вносит в Думу проекты законов автономного округа, участвует в законопроектной деятельности Думы.
81. Планами законопроектной деятельности и иными актами Губернатора и Правительства предусматриваются поручения исполнительным органам государственной власти по разработке законопроектов. При этом определяются исполнительный орган государственной власти - головной исполнитель, состав соисполнителей и срок представления документов. Ход исполнения поручений контролируется Аппаратом.
Для организации разработки законопроектов комплексного межотраслевого характера, требующей привлечения большого количества заинтересованных организаций, по предложению головного исполнителя могут образовываться комиссии, состав которых утверждается Губернатором или его заместителем (в соответствии с распределением обязанностей). Порядок подготовки и представления на рассмотрение Губернатору и в Правительство законопроектов устанавливается актами Губернатора и Правительства об организации законопроектной деятельности.
82. Законопроекты, до их представления Губернатору и в Правительство, направляются для проведения финансово-экономической экспертизы (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в Счетную палату Чукотского автономного округа.
Поступившие в Аппарат законопроекты проходят правовую и антикоррупционную экспертизу в Главном государственно-правовом управлении Аппарата.
83. Для рассмотрения Губернатору и в Правительство представляется законопроект с необходимыми материалами, в том числе с пояснительной запиской, содержащей изложение предмета законодательного регулирования и концепции законопроекта; финансово-экономическим обоснованием принимаемых решений; перечнем актов законодательства автономного округа, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию; заключением Счетной Палаты Чукотского автономного округа, заключением Главного государственно-правового управления Аппарата по результатам экспертизы законопроекта.
В случае если законопроектом предусматривается возложение на Правительство регулирования правоотношений, к законопроекту прилагается изложение предполагаемых норм, содержание которых также охватывается заключением Главного государственно-правового управления Аппарата.
Решение о внесении Правительством законопроекта в Думу принимается исключительно на заседании Правительства.
84. Представление исполнительными органами государственной власти автономного округа законопроектов в Думу, минуя Губернатора и Правительство, и передача подготовленных ими законопроектов иным субъектам права законодательной инициативы не допускаются.
85. Законопроект вносится Губернатором или Правительством в Думу с приложением документов, предусмотренных Кодексом Чукотского автономного округа о нормативных правовых актах.
При внесении законопроектов должны учитываться и другие требования, установленные федеральным законодательством и законодательством Чукотского автономного округа.
86. По законопроекту, вносимому в Думу Губернатором или Правительством, официальным представителем Губернатора (Правительства) назначается, как правило, руководитель или заместитель руководителя исполнительного органа государственной власти - головного исполнителя. Исполнительные органы государственной власти автономного округа, совместно его разработавшие, осуществляют сопровождение законопроекта до его принятия и своевременно представляют Губернатору (в Правительство) согласованные предложения по обеспечению реализации его положений.

Особенности подготовки окружного бюджета

87. Проект окружного бюджета разрабатывается Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений автономного округа в соответствии с бюджетным законодательством с учетом предложений исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов исполнительной власти муниципальных образований автономного округа, а также других организаций, определяемых Губернатором и Правительством.
88. Внесенный в Правительство проект окружного бюджета предварительно рассматривается заместителями Председателя Правительства, после чего по решению Председателя Правительства представляется на заседание Правительства.
89. Одобренный Правительством проект закона автономного округа об окружном бюджете вносится Губернатором в Думу с приложением документов и материалов, предусмотренных бюджетным законодательством.

XII. Порядок участия Губернатора и Правительства в деятельности Думы Чукотского автономного округа

Участие членов Правительства в работе Думы

90. Члены Правительства могут присутствовать и выступать на заседаниях Думы, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентом Думы.
91. Члены Правительства обязаны по приглашению Думы, полученному не менее чем за 5 дней до заседания, присутствовать на заседании и отвечать на вопросы депутатов Думы в порядке, определенном регламентом Думы.
Приглашенный на заседание Думы член Правительства информирует об этом Председателя Правительства и (или) заместителя Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей).
В случае невозможности присутствия на заседании Думы член Правительства заблаговременно уведомляет Думу о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.
92. При рассмотрении письменных обращений, направленных комитетами и комиссиями Думы по вопросам ведения членов Правительства и руководителей исполнительных органов государственной власти автономного округа, члены Правительства и указанные руководители сообщают соответствующим комитетам и комиссиям Думы в согласованные с ними сроки о результатах рассмотрения письменных обращений и о принятых мерах.

Порядок подготовки заключений, поправок
и официальных отзывов

93. Заключение Губернатора на законопроекты, предусматривающие введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, изменение финансовых обязательств автономного округа, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств окружного бюджета, представляется субъекту права законодательной инициативы и в Думу до внесения законопроекта в Думу. В случае поступления законопроекта из Думы заключение представляется до рассмотрения законопроекта Думой в первом чтении.
Другие оценки, существенные замечания и предложения Губернатора по законопроекту могут быть изложены в официальном отзыве, направляемом одновременно с заключением.
В случае отсутствия в законопроекте вопросов, требующих заключения Губернатора, в тот же срок и в те же адреса направляется официальный отзыв.
94. Официальный отзыв на законопроект или принятый закон может быть направлен на любой стадии его рассмотрения Думой.
95. Подготовка заключений, поправок и официальных отзывов Правительства проводится исполнительными органами государственной власти автономного округа в порядке, установленном Правительством.
96. Законопроект, поступивший на заключение Губернатору от субъекта права законодательной инициативы или от Думы с финансово-экономическим обоснованием и иными необходимыми материалами, после предварительной проработки с целью подготовки проекта заключения направляется Аппаратом в соответствующие исполнительные органы государственной власти автономного округа, в том числе в обязательном порядке в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений автономного округа, которые направляют свои предложения в Аппарат не позднее чем в 10-дневный срок с даты поступления законопроекта Губернатору.
97. Законопроект, поступивший на заключение Губернатору без финансово-экономического обоснования и иных необходимых материалов, направляется Аппаратом в соответствующие исполнительные органы государственной власти автономного округа для подготовки официального отзыва. В случае поступления мотивированного сообщения о невозможности подготовки заключения, указанный законопроект может быть возвращен по договоренности субъекту права законодательной инициативы для представления его с необходимыми материалами.
98. Исполнительный орган государственной власти автономного округа - головной исполнитель в 7-дневный срок с даты поступления законопроекта Губернатору обеспечивает подготовку проекта заключения или официального отзыва и представление его в Аппарат, а при невозможности представления проекта заключения (отзыва) в указанный срок согласовывает с субъектом права законодательной инициативы его продление и представляет в Аппарат проект соответствующего письма с указанием нового срока исполнения.
99. Принятые Думой в первом чтении законопроекты, поступившие Губернатору (в Правительство), направляются Аппаратом исполнительным органам государственной власти для подготовки поправок или иных предложений.
Исполнительный орган государственной власти - головной исполнитель обеспечивает подготовку, согласование и представление в Правительство в установленный срок проекта поправок или официального отзыва.
Официальный отзыв может быть подготовлен в случае, если направление поправок нецелесообразно. По согласованию с полномочным представителем Губернатора (Правительства) в Думе поправки и официальный отзыв можно не направлять.
Согласованные проекты официальных отзывов и поправок Правительства могут представляться в Правительство заинтересованными исполнительными органами государственной власти по их инициативе.
100. Заключения, поправки и официальные отзывы Губернатора (Правительства) подписываются Губернатором (Председателем Правительства) или его заместителем (в соответствии с распределением обязанностей). Заключение направляется субъекту права законодательной инициативы, вносящему законопроект (первому в группе вносящих законопроект), и в Думу, а поправки и отзывы - в Думу.
101. В соответствии с законом официальные отзывы Губернатора (Правительства) подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении законопроектов и законов автономного округа на заседаниях Думы.

Представители Губернатора и Правительства в Думе

102. Взаимодействие Губернатора и Правительства с Думой обеспечивается полномочным представителем Губернатора и Правительства в Думе.
103. Губернатором (Правительством) по вносимым им в Думу законопроектам назначаются официальные представители. В связи с рассмотрением Думой законопроектов, внесенных другими субъектами права законодательной инициативы, могут назначаться специальные представители Губернатора (Правительства), которые наделяются Губернатором (Правительством) соответствующими полномочиями.

Порядок рассмотрения Губернатором и Правительством запросов и обращений депутатов Думы

104. Подготовку проекта ответа на запрос депутата Думы к Губернатору (Председателю Правительства) или его заместителям Губернатор (Председатель Правительства) или его заместители (в соответствии с распределением обязанностей) поручают соответствующим исполнительным органам государственной власти автономного округа.
Ответ на депутатский запрос дается Губернатором (Председателем Правительства) или его заместителем в устной (на заседании Думы) или в письменной форме не позднее чем в 30-дневный срок с даты получения запроса или в иной установленный Думой срок.
Ответы на запросы, относящиеся к компетенции исполнительных органов государственной власти автономного округа, по поручениям Губернатора (Председателя Правительства) и его заместителей даются руководителями этих органов, руководителями иных государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение депутата Думы к Губернатору (в Правительство) или его заместителю дается органом или должностным лицом, к ведению которого относится поставленный вопрос. Ответ дается в письменной форме не позднее чем в 30-дневный срок с даты поступления обращения.
105. Обращения комитетов и комиссий Думы по вопросам их ведения к членам Правительства и руководителям исполнительных органов государственной власти автономного округа, поступившие в Правительство, направляются для ответа органам или должностным лицам, к ведению которых относятся поставленные вопросы. О результатах рассмотрения обращений сообщается в соответствующие комитеты или комиссии в согласованные с ними сроки. При необходимости копии сообщений направляются в Правительство.

Порядок подготовки ежегодного отчета о результатах деятельности Правительства чукотского автономного округа

Подготовка ежегодного отчета Губернатора Чукотского автономного округа о результатах деятельности Правительства Чукотского автономного округа осуществляется Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа на основании информации о результатах деятельности, представляемой органами исполнительной власти Чукотского автономного округа в соответствии с настоящим Порядком, а также ответов на вопросы, предварительно поставленных Думой Чукотского автономного округа.
Отчет содержит анализ результатов деятельности Правительства Чукотского автономного округа за отчетный год, основные направления деятельности в текущем году и в среднесрочном периоде.
Органы исполнительной государственной власти и ежегодно представляют в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа информацию:
об основных мероприятиях, проведенных в отчетном году при осуществлении органами исполнительной власти своих полномочий;
о достижении значений показателей оценки результатов реализации полномочий органами исполнительной власти;
о достигнутых значениях показателей, принятых для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти;
о ситуации в отрасли (сфере): изменения, произошедшие в отчетном году и ожидаемые в очередном году, положительные тенденции и проблемы развития (с конкретными примерами, обоснованиями, указанием основных факторов и причин), вопросы реформирования отрасли (сферы), меры, реализуемые по поддержке отрасли (сферы));
об эффективности реализации стратегий развития соответствующих отраслей (сфер);
о результатах и эффективности реализации региональных целевых программ, финансируемых из окружного бюджета.
Органы исполнительной власти по запросу Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа в срок, указанный в запросе, представляют ответы по вопросам, поставленным Думой Чукотского автономного округа и относящимся к их полномочиям.
Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа формирует проект ежегодного отчета с обязательным включением в него ответов на вопросы, поставленные Думой Чукотского автономного округа.
Губернатор Чукотского автономного округа представляет Думе Чукотского автономного округа ежегодный отчет о деятельности Правительства Чукотского автономного округа.
В целях информирования граждан и общества о результатах деятельности Правительства Чукотского автономного округа ежегодный отчет подлежит обязательному размещению на официальном сайте Чукотского автономного округа в сети Интернет.

Координационные и совещательные органы, образуемые Губернатором и Правительством

Опубликовано в Правительство

223170. Координационные органы, образуемые Губернатором и Правительством для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач, именуются комиссиями.
Совещательные органы, образуемые Губернатором и Правительством для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера, именуются советами.
Образование, реорганизация и ликвидация комиссий и советов, утверждение их руководителей, состава и определение задач осуществляются Губернатором и Правительством.
71. В состав комиссий и советов в зависимости от возложенных на них задач по рассмотрению вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и Чукотского автономного округа, включаются представители соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В состав комиссий и советов могут включаться также (по согласованию) представители иных органов государственной власти, предпринимательских структур, общественных объединений, ученые, специалисты и общественные деятели.
Сфера деятельности и полномочия комиссий и советов определяются решениями об их образовании или положениями о них. Указанные решения и положения могут предусматривать обязательность рассмотрения комиссией или советом проектов постановлений и распоряжений Губернатора, постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Губернатора и Правительства, по вопросам сферы их деятельности до внесения этих проектов на рассмотрение Губернатора и Правительства или до издания ведомственных актов органами исполнительной власти, представленными в комиссии или совете.
72. Решения комиссий и советов оформляются протоколами, а при необходимости реализуются в виде проектов постановлений и распоряжений Губернатора, постановлений Правительства, которые вносятся Губернатору и в Правительство в установленном порядке.
Оформление и рассылка протоколов (выписок из них) осуществляются органами, обеспечивающими деятельность комиссий и советов.
73. Для оперативной и качественной подготовки материалов и проектов решений Губернатора и Правительства комиссии и советы могут образовывать рабочие группы из специалистов в соответствующих областях.

Порядок подготовки и рассмотрения документов, не носящих нормативного характера

Опубликовано в Правительство

119big65. Предложения членов Правительства, руководителей государственных органов автономного округа и иных должностных лиц о подготовке документов, не имеющих нормативного характера (договоров, писем и иных документов), требующих визирования Губернатором или его заместителями, рассматриваются Губернатором или его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей).
66. Проекты документов, не имеющих нормативного характера, по которым требуется решение Губернатора или его заместителей, вносятся членами Правительства, центральными исполнительными органами государственной власти, иными органами государственной власти автономного округа и должностными лицами.
В письме о внесении проекта указывается основание внесения проекта, сведения о содержании и согласовании проекта. Письмо подписывается должностным лицом, вносящим проект.
67. Проекты документов, не имеющих нормативного характера, требующих решения Губернатора или его заместителей, вносятся Губернатору или его заместителям после проведения необходимой экспертизы с приложением пояснительной записки, содержащей необходимые расчеты и обоснования.
68. Проекты документов, не имеющих нормативного характера, требующих решения Губернатора или его заместителей, до их внесения подлежат обязательному согласованию с Главным государственно-правовым управлением Аппарата, и Помощниками по правовым и экономическим вопросам первого заместителя Губернатора (Председателя Правительства).
Процедура согласования проекта документа производится следующим образом:
- должностное лицо, вносящее проект документа на рассмотрение, без регистрации в отделе делопроизводства Организационного управления Аппарата, представляет проект документа помощникам по правовым и экономическим вопросам первого заместителя Губернатора (Председателя Правительства), которые рассматривают представленный проект и дают Главному государственно-правовому управлению Аппарата резолюцией поручение о проведении правовой экспертизы проекта, либо возвращает проект разработчику с замечаниями на доработку;
- Главное государственно-правовое управление Аппарата проводит экспертизу и согласовывает проекты документов в срок не свыше пяти дней с момента их поступления.
Согласованные Главным государственно-правовым управлением Аппарата проекты документов визируются помощниками по правовым и экономическим вопросам первого заместителя Губернатора (Председателя Правительства).
- согласованию подлежит только один экземпляр проекта документа;
- должностное лицо, вносящее проект документа на согласование, подготавливает лист согласований, который подшивается к проекту. На листе согласований в порядке получения согласования размещаются фамилии и инициалы лиц, визы которых необходимы для согласования проекта;
- после проведения процедуры согласования получившие положительные заключения и оформленные надлежащим образом проекты документов, с учетом замечаний и предложений, внесенных в ходе согласования, передаются через отдел делопроизводства Организационного управления Аппарата Губернатору либо его заместителям.
При получении отрицательного заключения Главного государственно-правового управления Аппарата либо одного и/или обоих помощников по правовым и экономическим вопросов первого заместителя Губернатора (Председателя Правительства) проекты документов через отдел делопроизводства Организационного управления Аппарата возвращаются должностным лицам, внесшим их на согласование.
Возвращенные проекты документов с учетом отрицательного заключения дорабатываются в недельный срок и повторно проходят процедуру согласования, при этом в сопроводительном письме указывается, что проект доработан с учетом внесенных предложений и замечаний, приводится перечень отклоненных поправок и мотивации их отклонения.
Подписанные Председателем Правительства или его заместителями документы направляются в отдел делопроизводства Организационного управления Аппарата и регистрируются в день их поступления.
69. Проекты документов, не имеющие нормативного характера, требующие решения Губернатора или его заместителей, представленные с отступлением от установленных настоящим Регламентом правил, подлежат возврату.
Если такой проект представлен во исполнение поручения Губернатора или его заместителей, то он возвращается на доработку.
Если такой проект представлен органом государственной власти либо должностным лицом по собственной инициативе, он возвращается Аппаратом без доклада Губернатору или его заместителям, для внесения в установленном порядке.

Порядок подготовки и рассмотрения проектов актов Губернатором и в Правительстве

Опубликовано в Правительство

90-26-1b58. Подготовка к рассмотрению внесенных Губернатору и его заместителям, а также в Правительство проектов постановлений и распоряжений, по которым требуется решение Губернатора, его заместителей и Правительства, осуществляется Аппаратом. При подготовке указанных проектов к рассмотрению Губернатором, его заместителями и в Правительстве Аппарат руководствуется федеральным законодательством, законодательством Чукотского автономного округа, настоящим Регламентом, Положением об Аппарате, а также Инструкцией по делопроизводству в Аппарате.
59. Проекты постановлений и распоряжений Губернатора, распоряжений заместителей Губернатора, постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Губернатора и Правительства, внесенные в установленном порядке без разногласий, докладываются Губернатору - Председателю Правительства или его заместителям (в соответствии с распределением обязанностей).
60. Аппарат проводит экспертизу проекта и его обоснований, а также необходимую проработку и редактирование текста. Подготовка проекта к рассмотрению осуществляется, как правило, в срок до 15 календарных дней, в том числе в течение 3 рабочих дней предварительная экспертиза для решения вопроса о дальнейшей работе над проектом. Если в процессе экспертизы проекта выявляется необходимость внесения в него существенных изменений, он подлежит возвращению в соответствии с пунктом 57 настоящего Регламента представившему его органу государственной власти для доработки и повторного визирования руководителями заинтересованных органов исполнительной власти, других органов и организаций.
61. Проекты, внесенные с разногласиями, докладываются Губернатору (Председателю Правительства) или его заместителям (в соответствии с распределением обязанностей) с предложениями о порядке дальнейшей работы с ними.
62. Неурегулированные разногласия по проекту рассматриваются заместителем Губернатора - заместителем Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей), который принимает по ним соответствующее решение. При этом заместитель Председателя Правительства может внести Председателю Правительства предложение о рассмотрении на заседании Правительства проекта акта с разногласиями. В этом случае к проекту прилагается справка с изложением имеющихся возражений.
63. Подготовленный проект постановления или распоряжения Губернатора, Правительства, иного акта, по которому требуется решение Губернатора или Правительства, визируется заместителем Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) и передается Руководителю Аппарата для доклада Губернатору - Председателю Правительства.
64. Руководитель Аппарата (лицо, его замещающее) проставляет дату в подписанных Губернатором, Председателем Правительства постановлениях и распоряжениях, подтверждает их подлинность своей визой и организует их выпуск. При выявлении обстоятельств, препятствующих выпуску, Руководитель Аппарата докладывает о них Губернатору (Председателю Правительства) и действует в соответствии с принятым Губернатором (Председателем Правительства) решением.

139810456461447 1

Правительство Чукотки внесло предложения в госпрограмму развития здравоохранения РФ

Губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин принял участие в заседании Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, которое накануне провёл премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Одним из…
foto sport 10rewrger

На Чукотке уровень обеспеченности населения спортивными залами составляет 94 %

Президент Российской Федерации Владимир Путин провёл в Чебоксарах Чувашской Республики заседание Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта, посвящённое повышению уровня спортивной материально-технической базы и…
5c650 chukotka161

Документы

Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа в соответствующих сферах деятельности в 2010 году и об эффективности такого контроля (надзора). подробнее…
83e18113adb6

Служба по Чукотскому АО РУ ФСРФ по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области

Федеральная служба Российской федерации по контролю за оборотом наркотиков является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим в пределах своей компетенции:…
DSC 1910

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Масштабные вложения позволили администрации округа приступить к реализации региональных целевых программ (РЦП) в области здравоохранения. Долгосрочная региональная целевая программа «Снижение…
14274

УЧРЕЖДЕНИЯ

Учитывая состояние инфраструктуры, климатогеографические факторы, социально-экономическую ситуацию, в округе создана централизованная модель здравоохранения. В 2002 году проведена централизация всех…
00000

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Условия жизни на Чукотке характеризуются наивысшими показателями экстремальности: температуры до – 55С в сочетании с сильными ветрами, длительной полярной ночью и значительными сезонными колебаниями…